Поиск по сайту
MENU
Главная » Статьи » Мои статьи

Мое отношение к деятельности Д.С.Лихачева (эссе)

«В жизни надо иметь свое служение – служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен.

В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта- самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью.

Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах и о себе. Это «неразменныйрубль».

Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты- очень и очень важно. Поверь мне!»

(Д.С.Лихачев, «Письма о добром и прекрасном»)

Личностей такого масштаба, как Дмитрий Сергеевич Лихачев, трудно сыскать. Он был человеком удивительной судьбы. Начав свое образование еще в дореволюционной России, Дмитрий Сергеевич Лихачев, по его собственным словам, всю жизнь учился: учился у древних эпох, у памятников родной истории и старины, учился мудрости по древнерусской литературе, изучением которой занимался десятки лет, учился у своего собственного жизненного опыта.О таких людях говорят — «совесть нации». И Дмитрий Сергеевич Лихачев действительно был совестью нации: в самые трудные и страшные годя для страны он защищал и спасал от забвения и уничтожения памятники отечественной культуры, оноткрывал для современников и потомков духовное наследие предшествующих эпох Российской истории и показывал через древнерусскую литературу, как наши предки старались и умели жить по совести. Жизнь Д.С.Лихачева сложилась так, что ему пришлось пережить все страшные события XX века. Но и в самых тяжелых жизненных испытаниях Д.С. Лихачев оставался верен самым высоким духовно-нравственным идеалам. Поэтому не меньше, чем его труды по истории русской литературы и культуры, для меня важна сама его личность. Ведь этот человек стал для нас всех живой «связью эпох», «связью времен».

Я не в первый раз обращаюсь к его наследию — к его книгам, письмам, размышлениям. Читая труды Д.С. Лихачева, я стараюсь учиться у него. Ведь уроки Лихачёва для меня – это доброе слово мудрого наставника, который не столько словом, сколько своим личным примером показывает верный путь жизни.

Охарактеризовать внутренний облик академика Лихачева можно , пожалуй, словами Булата Окуджавы:

« Совесть, благородство и достоинство — вот оно, святое наше воинство». Дмитрия Сергеевича всегда отличала четкая гражданская позиция во всех его деяниях. Писатель Даниил Гранин заметил: "У него не было никакой разницы между нравственными принципами и его поведением. Одно дело — пропагандировать, говорить о милосердии, бескорыстии, доброте, другое дело — вести себя так. Велика была его (Лихачева) нравственная сила . И нравственный его вызов. …С годами значение Лихачева и его величина вырастают именно потому, что мы живем все в более безнравственное время. Нравственные ценности девальвируются, обесцениваются очень энергично. Честность, порядочность, бескорыстие, милосердие, отвращение ко всякого рода сделкам, взяткам — все уходит. На этом фоне нравственные принципы Лихачева растут в цене".

Личность Д.С.Лихачева сегодня стала не только научным, но и моральным примером человека и гражданина. В пору всеобщего смятения умов академик Лихачев стал олицетворением идеи служения вечным, абсолютным ценностям. Его научный и нравственный авторитет в обществе был безупречен, он фактически стал светлым символом, идеалом современника для меня и , надеюсь, миллионов россиян.

"Это неправда, что незаменимых людей нет. Есть незаменимые люди! Никто не заменил Шостаковича, никто не заменил Сахарова, никто не заменил и Дмитрия Сергеевича Лихачева… Он спас своим духом многих людей от безверия, пошлости, цинизма»,- пишет режиссер и журналист, наша современница Ирина ЕвгеньевнаТайманова.


Эти высказывания из воспоминаний о Д.С. Лихачеве подтверждают мысль о том, что Дмитрий Сергеевич был олицетворением света, нравственности, доброты, духовности, благородства уважения и понимания для многих людей.

Обаяние Дмитрия Сергеевича было именно в спокойной человеческой порядочности.

Книги Д.С. Лихачева "О добром и прекрасном", «Поэзия садов и парков», «Раздумья о России», публицистические статьи из журналов о России, ее истории очень актуальны сегодня и читаются с особым интересом. Когда- то Некрасов сказал о Белинском: « Он нас гуманно мыслить научил». Это абсолютно точные слова, которые можно было бы применить и к Лихачеву. Демократическая сущность Дмитрия Сергеевича породила своеобразную гуманистическую философию.

Мало кто знает о десяти заповедях Лихачева, но на рубеже XX-XXI веков они стали основными принципами жизни. Эти заповеди человечности звучат примерно так:

Не убий и не начинай войны.

Не помысли народ свой врагом других народов.

Не укради и не присваивай труда брата своего.

Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.

Уважай мысли и чувства братьев своих.

Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.

Чти природу как матерь свою и помощницу.

Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.

Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.

Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.

Эти десять заповедей стали завещанием Лихачева для потомков. Как глубок их смысл, как близки они по содержанию с библейскими заповедями. И именно они стали ярким проявлением совмещения ума и добра. И не только я сама стараюсь жить по этим заповедям, но и приобщаю к ним своих воспитанников, а также свою дочь.

Одна из главных идей Лихачева состояла в том, что человека нужно воспитывать не извне — человек должен воспитать себя из себя. Он должен не усваивать истину в готовом виде, но всей своей жизнью быть приближен к выработке этой истины.

Неоднократно перелистывая работы Д.Лихачева, я поражаюсь одному: ведь говорил он вещи совершенно обыкновенные, но настолько они завораживают и впечатляют, что заставляют задумываться и поразмышлять о смысле жизни, о своем назначении в ней.

В настоящее время Россия переживает многосторонний кризис в общественно- политическом строе, в экономике, в культуре. Но самое страшное , что этот кризис происходит в душах людей. И академик Д.С.Лихачев ясно видел решение этой проблемы. Он утверждал, что только память, память семейная, память народная, памяти культурная является основой совести и нравственности. Ибо без памяти нет совести.

Дмитрий Сергеевич прожил долгую и трудную жизнь. Именно жизнь он считал драгоценнейшимдаром. И только тот человек, который накапливает в жизни добро, «накапливает все то, что способствует созиданию» может считать свою жизнь, счастливой, прожитой не зря. И в то время, когда вопрос о счастье, казалось бы, становится бессмысленным, Д.С.Лихачев умел быть счастливым. А самым ценнейшим человеческим качеством, по Лихачеву, является доброта. «Только добрый человек уже самой своей добротой превозмогает все человеческие недостатки»,- говорил Дмитрий Сергеевич. А доброту можно воспитывать лишь через любовь к природе, бережное отношение к ней, через заботу о живых существах. Именно с любви к природе начинается любовь к родному краю, к Родине, потому что она,« благодаря гармонии,, красоте, вечному обновлению, строгой закономерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков, учит нравственному поведению». В своей работе "Письма о добром и прекрасном", адресованной молодому поколению, Д.С .Лихачев на конкретных примерах показывает, «что такое добро и почему добрый человек внутренне красив, живет в согласии с самим собой, с обществом и природой». С присущим ему педагогическим тактом Дмитрий Сергеевич учит молодежь постигать азы мудрости.

Кроме всего выше сказанного неумолимой заслугой Д.С.Лихачева является введение термина «экология культуры». В своей книге «Экология культуры » он выделяет экологию биологическую и экологию культурную или нравственную. И сохранение культурной среды он считал задачей не менее существенной , чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной , нравственной жизни, для его «духовной оседлости» , для его привязанности к родным местам, нравственной самодисциплины. Именно поэтому Лихачев предлагал ввести в программу средней школы новый предмет «Экология культуры». «Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живёт. Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры".

Хочется верить, что слова Дмитрия Сергеевича Лихачева будут услышаны, ибо "понять Лихачева — означает понять лучшее, что есть в России, понять те крупицы хорошего и ценного, что есть в нас самих".

Я благодарна судьбе за то, что она открыла нам это светлое имя- Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Хочется пожелать всемобогатиться духовно-нравственным наследием великого русского ученого!

Категория: Мои статьи | Добавил: Алия (11.01.2018)
Просмотров: 440 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Веснушка • 20:01, 18.03.2018
up
avatar