Главная » Статьи » Мои статьи |
Добрый день, уважаемые члены жюри и участники конкурса. Разрешите свое выступление Работа с текстом как основа формирования метапредметных компетенций начать с просмотра видеосюжета. Знакомая всем нам ситуация. В своей педагогической деятельности я обратила внимание на то, что у детей слабо сформированы навыки развития речи. Учащиеся не всегда могут свободно аргументировать свои высказывания, делать обобщенные выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения. Ребята затрудняются в создании самостоятельных связных, обобщенных устных и письменных высказываний и выступлений. Возникает противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся и требованием общества, которое нуждается во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. Уровень образования, который дети должны освоить по окончании основной образовательной программы основного общего образования отражается в контрольно-измерительных материалах государственной итоговой аттестации по всем предметам. Единое требование к выполнению заданий предполагает работу с текстом. Несмотря на то, что ответы лежат на поверхности (найдите в тексте, автор сказал), задания такого тапа оказываются сложными для ребят.. Поэтому им не всегда удается получить высокое количество баллов, предусмотренное за его выполнение. ФГОС включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками чтения текстов различных стилей и жанров». Метапредметные результаты –это формирование универсальных компетентностей, которые должны дать возможность быть успешными в любом проявлении учебной и внеучебной деятельности. Они должны формироваться при изучении любого предмета. К метапредметным результатам стандарт устанавливает следующие требования : - умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, делать умозаключения и выводы; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; - смысловое чтение. Результаты исследований, проведенных PISA(пи ай эс эй), утверждают, что навык чтения по праву является фундаментом всего последующего образования. Но особая роль у предметов гуманитарного цикла, в частности – русского языка и литературы. Язык, как никакой другой учебный предмет, имеет все возможности для формирования коммуникативной, образовательной, развивающей компетенций. Изучив труды известных лингвистов, я пришла к выводу, что работа с текстом (текстоцентрический подход)- необходимое условие достижения нового качества образования. Наиболее эффективной формой в данном направлении я считаю работу с текстом как одно из условий развития улучшения качества речи учащихся, пополнения их словарного запаса и творческого потенциала, т.к. текст – это основа создания развивающейся речевой среды на уроках русского языка, это - основной компонент структуры учебника по русскому языку. Через текст реализуются все цели обучения в их комплексе. Используя работу с текстом на уроках, я планирую получить следующие результаты: 1.Сформировать универсальные способы мыслительной деятельности и метапредметные компетенции; 2. Развить речевую компетенцию в единстве с языковой и прописной; 3. Воспитать любовь к родному языку, к Родине, уважение к духовной культуре разных народов. Вам представлены типы заданий, направленные на достижение метапредметных ( познавательных) результатов: Предлагаю вашему вниманию приемы работы с текстом, которые я отработала со своими учениками и которые активно используются другими учителями-предметниками: Нетрадиционным началом урока может стать прием «Верные-неверные утверждения», использование которого способствует вдумчивой работе с текстом, критическому восприятию информацию. Он также позволяет делать выводы о точности и ценности информации. При изучении новой темы целесообразно использовать приём «Инсёрт» (прием технологии развития критического мышления через чтение) - технология эффективного чтения, представляющая собой систему знаков, организованных в таблицу. Активизирует мыслительную деятельность учащихся, подталкивает их к размышлению прием «Проблемные вопросы». Его я часто использую на уроке литературы. Он опирается на обязательное знание текста. В начале урока задаю проблемный вопрос, ответ на который записывается в тетради, а после изучения произведения возвращаю ребят к их версиям и мы проверяем, кто из них выдвинул более близкую к истине версию. Можно варьировать этот метод: задать вопрос на первом уроке, когда только начинается изучение произведения, а когда произведение прочитано и образы-персонажи разобраны (на последнем уроке), ученики возвращаются к этому вопросу и уже отвечают на него (можно в письменной форме) - метод «отложенный ответ». Интересным приемом является «Двухчастный дневник». При помощи этого приёма можно увязать содержание текста с личным опытом учащихся. В левой части дневника записываются цитаты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их. Справа записывается комментарий: что заставило записать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками. С их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Работу в группах на уроке можно организовать с помощью приема «Сложение целого текста из частей». Учитель предварительно разрезает несколько или один текст и перемешивает их. После обсуждения учащиеся должны восстановить предложенные им тексты в нужной последовательности. На заключительном этапе урока предлагаю прием «Ментальные карты». В центре – основная проблема, понятие. На боковых ветвях обозначены несколько основных признаков (знаков, графических изображений), на вспомогательных веточках каждый из признаков конкретизируется. Ментальные карты позволяют систематизировать и конкретизировать информацию. Также можно использовать прием «ПОПС-формула» Использование данного приема позволяет учащимся логически, последовательно формулировать ответ, продумывать примеры для подтверждения своего мнения и делать выводы. При использовании этого приема развивается речемыслительная деятельность школьников. Удобно использовать «Сравнительную таблицу» для сопоставления персонажей того или иного произведения. Критерии сравнения разрабатываю сама, а работу учащихся организую в паре или в группе. «+» этого приема в том, что он позволяет учащимся внимательно читать текст, самостоятельно добывать знания, самостоятельно делать выводы в конце таблицы или написать эссе о герое, выражая свое личное отношение. Интерес к комплексному анализу текста продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 класса с учетом возраста и полученных знаний. Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста. Нельзя обойти стороной и такие приемы как «Редактирование текста» - процесс внесения изменений в содержание текста и «Восстанови предложение по опознавательным признакам» - составление предложений по схемам. Эти приемы просты, и могут стать превалирующими. Они вырабатывают у учащихся внимательное отношение к тексту, прививают навык вдумчивого чтения и готовят к более сложной работе с текстом. Ведь умение работать с текстом – это основной атрибут на уроке по любому предмету. При этом примером для анализа могут служить как учебные тексты (статья параграфа), так и лингвистические (связный текст упражнения). Очень важны критерии отбора текстов. Они должны быть интересными с точки зрения орфографии, лексики, синтаксиса, должны отличаться стилем и типом речи и с точки зрения содержания (как правило, это фрагменты из произведений писателей-классиков). Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно- нравственное развитие личности. Работа с текстом потребовала изменения структуры урока. В практике работы такой урок (урок-дуэль, урок-откровение, урок-аукцион, урок – фантазия, урок- суд) состоит из следующих этапов. На подобных уроках происходит обобщение материалов в устной или письменной форме: учащиеся размышляют о средствах выражения собственных мыслей и чувств и пишут сочинения-миниатюры, оформляют свои размышления над текстом, готовятся к выразительному чтению. Учитель может оценить не только результат, но и сам процесс работы. О результативности опыта свидетельствуют высокие показатели качества итоговой и промежуточной аттестации; всероссийских и республиканских проверочных работ по русскому языку; выступления учащихся с докладами на различных предметах; исследовательская деятельность. Созданные учащимися связные тексты на заданную тему используются не только на уроках, но и во внеурочной деятельностиэто статьи в школьной газете «Позитив», выступления волонтерских групп в школьной агитбригаде, а также выступления в школьном радиоэфире «Мир», руководителем которого я являюсь. С целью распространения своего опыта созданы методические разработки с набором тренировочных заданий, размещены методические рекомендации на персональном сайте «Открытая книга», я участвую в дистанционных общероссийских конкурсах. Таким образом, работая с текстом на уроках русского языка и литературы, учитель выбирает нелегкий путь, требующий и творчества, и профессионального мастерства, и немалых знаний, и много времени. Однако, это путь открытий и находок, обретений и радости совместного с учениками творчества вполне оправдает себя и позволит ненавязчиво и надежно формировать основные компетенции школьников. | |
Просмотров: 242 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |